Механизмы и артефакты древнего мира
Механические кони. Четвероногие роботы в виде лошадей, предназначенные для передвижения и способные поддерживать скорость до 80 км/ч. Небольшая их часть уцелела с древних времен, однако большинство современных моделей созданы в Ламме по этим старинным образцам. Основной материал – алхимическая кость и сталь, сверху конструкция покрыта тонко выделанной шкурой или специальной водостойкой попоной, впрочем, механические кони не боятся дождя и могут погружаться в воду до брюха. Элемент питания – массивный черный камень размером с кулак, помещается в копусе или, реже, в голове.
По внешнему виду механические кони редко отличаются по пропорциям от настоящих, им даже приделывают гривы и хвосты; чем больше конь похож на живого, тем он дороже и престижней. Тем не менее, есть и существенное различие – глаза, позволяющие ориентироваться в пространстве и записывать данные о местности в память, невоспроизводимы и довольно дороги, потому многим недорогим коням после записи необходимых маршрутов их демонтируют, или вместо двух глаз ставят один, движущийся, тогда на морде вместо двух отверстий, имитирующих глазницы, помещается поперечная щель. По конструкции различаются ездовые и упряжные кони – вторые значительно слабее и не способны нести большой груз на спине, а головы их обычно украшены рогами, с помощью которых они осуществляют связь друг с другом и координируют движения.
Управление механическим конем осуществляется или чувствительными элементами в боках, почти так же, как живой лошадью, или специальным стеком, в этом случае конь реагирует на касания кончиком стека корпуса. Уздечка обычно отсутствует или надевается декоративная, без удил.
Большинство механических коней не имеют устройств, позволяющим им отличать хозяина от прочих людей, такие ставятся только под заказ на самые дорогие модели, и в этом случае конь оснащен не только навыком биться копытами и не даваться в руки, но и неприглядного вида пастью, которой вполне способен перехватить неосторожно сунутую к нему руку. Впрочем, перед нападением всегда раздается зуммер или рык, предупреждающий людей об опасности.
Механические псы. Охранные четвероногие механические конструкты, как правило, высокие, около трех футов, на тонких ногах и с массивной головой. Они предназначены не столько убивать, сколько удерживать, потому зубы в их пастях имеют вид направленных назад крюков.
От лошадей мало чем отличаются, однако в большинстве случаев слепы и глухи, наличие живых существ определяют по теплу тел и могут охранять строго определенную территорию, пропуская на нее только записанных в память людей. Идентификация происходит с помощью прикосновения к голой коже сенсора на переднем конце морды, там, где у обычной собаки нос. В случае неподтверждения личности поначалу издают характерные протяжные звуки, потом атакуют и, в зависимости от настроек, разрывают на части или удерживают на месте.
Механические птицы. Легкие летающие конструкты, предназначенные для наблюдения и слежки. Не имеют никаких втроенных программ поведения, управляются дистанционно, при помощи пульта, при помощи него же передают изображение в сознание оператора.
Протезы. В отличие от многих других устройств, используемых в Фернасе, протезы – позднее изобретение и делаются они жителями Ламме для себя же, оттого выглядят вовсе не так эстетично, как прочие конструкты. Карлики часто заменяют себе руки, приделывая усиленные механические протезы, или заключают себя в корсет, позволяющий им таскать тяжести и управляться с работой, неподъемной для простого человека. Однако известны случаи, когда в Ламме делали искусственные конечности и для знатных людей, пострадавших от несчастных случаев и дуэлей.
Бутылки Лави. Артефакт, созданный древними, имеет вид неполого тяжелого куска стеклянистого темного материала, и впрямь отдаленно похожего на бутылку; в зависимости от расположения и положения пустот и стен способен расширять пространство или искажать его. Из-за веса бутылки Лави неприменимы ни для чего, кроме как для строительства.
Сосуды Эксперо. Разновидность бутылки Лави, образующая замкнутое и совершенно изолированное пространство, вход в которое невозможно осуществить без нужных ключей, они же дают возможность выйти.
Внутри сосуда Эксперо можно поместить целый мир; обладатель ключей и знаний способен создавать предметы внутри него и даже задавать законы физики, но куда чаще этот древний артефакт используется как тюрьма или хранилище чего-либо важного.
Внешне сосуд не занимает в пространстве места, следовательно, его невозможно увидеть или перенести, но вход в него можно обнаружить – или визуально, или при помощи ключей. В свою очередь, ключи могут выглядеть по-разному, а названы они так потому, что обычно это небольшой предмет или предметы. Известно, однако, о нескольких сосудах Эксперо, вход в которые привязан к ключу.
Светильники. Таинственные светящиеся сферы диаметром от фута до двух пришли к нам из глубокой древности. Некогда их ровный яркий свет был белым, однако теперь он оранжевый и желтый. Никто не знает, как выключать эти устройства и возможно ли это вообще, при необходимости их уносят или накрывают тканью. Креплений им также не придумано – сферу можно разбить, но нельзя закрепить, потому их помещают в кованые подставки или привешивают к потолку в стальных оправах. В Фернасе этих сфер не очень много, однако их хватает на пиршественные и тронные залы богатых замков.
Музыкальные шкатулки и иные древние игрушки. Это редкие и изящные артефакты древних времен – шкатулки, которые издают странные чарующие мелодии, если их открыть, фигурки людей и зверей, движущиеся сами по себе, картинки, меняющиеся в зависимости от времени суток.
Пистолеты. Современное изобретение, в Темные Века и после они не упоминались. Несложный механизм, стреляющий кусочками металла или камня определенной формы, энергия берется от черного камня в рукояти. Пистолеты, как правило, не боятся намокания, однако не стреляют при погружении в воду, требуется просушка. Заряда камня хватает примерно на пятьсот выстрелов.